План внеурочной деятельности в соответствии с новым ФГОС

Пояснительная записка      

Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов.

План внеурочной деятельности формируется МБОУ с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов.

Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:

1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования;

2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;

3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни;

4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;

5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы;

6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;

7) формирование культуры поведения в информационной среде.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения МБОУ учитывает:

—особенности МБОУ (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав);

—результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;

 —возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;

—особенности информационно-образовательной среды МБОУ, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация

Возможные направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение

При отборе направлений внеурочной деятельности МБОУ ориентировалось, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации привлекаются родители как законные участники образовательных отношений.

Направления и цели внеурочной деятельности

1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.

2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.

3.Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.

4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.

5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.

6. Интеллектуальные марафоны  — система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию.

7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.

Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям:

 —целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления;

—преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);

—учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности;

—использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.

Формы организации внеурочной деятельности используемые в МБОУ:

·       учебные курсы и факультативы;

·       художественные, музыкальные и спортивные студии;

·       соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования;

·       общественно полезные практики и др.

К участию во внеурочной деятельности привлекаются организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность проходит не только в помещении МБОУ, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности (библиотеки, музеи, театры и др.)

При организации внеурочной деятельности непосредственно в МБОУ в этой работе принимают участие все педагогические работники (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учитель-дефектолог, логопеды, воспитатели, библиотекарь и др.). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития, творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет основной учитель, ведущий класс начальной школы, который в соответствии со своими функциями и задачами:

·       взаимодействует с педагогическими работниками;

·       организует в классе образовательную деятельность, оптимальную для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива (духовно-нравственное, патриотическое и социальное направление);

·       организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

·       организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;

·       строит (совместно с семьей, на основании положения «О качестве образования») индивидуальный подход к обучающемуся..

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к основной образовательной программе начального общего образования (ООП НОО) образовательной организации внеурочная деятельность осуществляется по соответствующему плану. План внеурочной деятельности в учебном году разрабатывается для всех классов, в которых внедряется ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС.

План внеурочной деятельности реализует семь направлений развития личности.

План внеурочной деятельности. Таблица  

Направление

Форма

Классы

 

 

 

1кл.

2кл.

3 кл.

4кл.

1

Спортивно-оздоровительное

Спортивная студия «Спортивные игры»

1,25ч.

 

 

 

2

 

3

проектно-исследовательская

Учебный курс «Групповой проект»

1ч.

1ч,25

1ч,25

1ч,25

информационная культура

4

коммуникативная

Дискуссионный клуб  «Разговор о важном»

1ч.

1ч.

 

5

художественно-эстетическая творческая

Театральная студия «Переменка»

2ч.

 

6

учение с увлечением

Клуб сильных

1ч.

 

 

 

7

интеллектуальные марафоны

 

ВСЕГО:

 

6,25ч.

3,25

3,25ч.

2,25

 

Количество часов и курсов внеурочной деятельности утверждается ежегодно планом внеурочной деятельности.

По требованиям санитарных правил программы имеют продолжительность занятий от 35 до 45 минут. Все занятия проходят в специально оборудованном месте, рассчитаны на группу и класс. При организации внеурочной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность используется оптимизационная модель (Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования).  

 

Основные направления внеурочной деятельности

1.     Спортивно-оздоровительная деятельность

«Спортивные игры»

Форма организации: спортивная студия

            Цель:  развитие физически здоровой, нравственно полноценной личности через спортивно-оздоровительные занятия с элементами игр, формирование устойчивых мотивов и потребностей в здоровом образе жизни и регулярных занятиях физической культурой.

2.     /   3. Проектно-исследовательская деятельность/информационная культура

«Групповой проект»

Форма организации: учебный курс

            Цель: 1 – 2  класс  – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.

            Цель: 3 – 4  класс выявление  способности к переносу известных способов действий в новую  (модельную) ситуацию.

4.     Коммуникативная деятельность

«Разговор о важном»

Форма организации: дискуссионный клуб.

            Цель: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

            Основныt задачи:

-          воспитание  активной  гражданской позиции, духовно-нравственное  и патриотическое воспитание на основе  национальных ценностей;

-          совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;

-          повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;

-          развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;

-          формирование культуры поведения в информационной среде.

 

            5. Художественно-эстетическая творческая деятельность

«Переменка»

 Форма организации: театральная студия

            Цель: формирование интереса учащихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическое воспитание участников.

            В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

            6/7. Интеллектуальные марафоны/«Учение с увлечением!»

«Клуб сильных»

Форма организации: клуб.

Цель: Организовывать деятельность по формированию представлений о математических, литературных понятиях, природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе.

Курс  направлен на развитие у младших школьников умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи и предназначен для работы в любой системе начального образования.

 

 

Программы внеурочной деятельности

1.Программа внеурочной деятельности «Групповой проект» 1-4 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Групповой проект» составлена на основе пособия для учителей «Проектные задачи в начальной школе» А.Б. Воронцов и др. под ред. А. Б. Воронцова. - М. : Просвещение, 2009. в соответствии с Уставом МБОУ «Прогимназия № 131», основной образовательной программы начального общего образования прогимназии, с учетом требований федерального образовательного стандарта (ФГОС).

I.                Содержание курса и виды деятельности педагога и учащегося на всех этапах работы над проектной задачей

Алгоритм решения проектной задачи для ученика

1.               Определить роль каждого участника групповой работы.

2.               Ознакомиться с условием задачи.

3.               Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.

4.               Ознакомиться с инструкцией (содержанием заданий).

5.               Выполнить задания, сформулированные в инструкции. В 1 классе (возможно) учитель читает задания совместно с детьми.

6.               Подготовиться к презентации решения проектной задачи.

7.               Предъявление готового продукта.

8.               Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).

9.               Оценивание своего продукта по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами).

 

 

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап. Постановка проблемы (мотивационный)

Цель и задачи:

1.           перевод проблемы в задачу.

2.           определение замысла проектной задачи.

3.           Планирование деятельности по решению поставленной цели с распределением обязанностей.

1.              Создает мотивацию у учащихся на деятельность.

2.              Помогает сформулировать:

- проблему проекта;

- цель и задачи;

3.     Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей задач.

4.     Наблюдает, контролирует.

5.     Консультирует учащихся.

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач, объединяются в рабочие группы.

2 этап. Выполнение заданий (деятельностный)

Цель и задачи:

1.       Реализация замысла проектной задачи (темы, целей, конечного продукта).

2.       Анализ полученного результата

1.Сохраняет мотивацию у учащихся на деятельность.

2. Оказывает консультативную помощь (по запросу участников) в создании «продукта».

3. Фиксирует все идеи.

4. Наблюдает, контролирует.

5. Заполняет оценочный лист.

Получают задания, распределяют роли в группах, работают над решением поставленной задачи.

3 этап. Представление результатов (рефлексивно – оценочный)

Практическая помощь (по необходимости).

Представляют продукт деятельности (зрителям или экспертам), рефлексия.

II.              Планируемые   результаты:

·                 определять границы собственного знания/незнания и запрашивать недостающую информацию;

·                 определять причины своих и чужих ошибок;

·                 планировать решения задачи, определять ресурсы, необходимые для решения задачи;

·                 моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя существенное, работать с моделью);

·                 проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

·                 взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других;

·                 оценить продукт своей деятельности.

·                 способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;

·                 осуществлять информационный поиск, использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Планируемые личностные  результаты:

·       осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений (толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре и истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ Земли и т.д.), культура поведения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

·       познавательный интерес, установка на поиск способов решения математических задач;

·       готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления события, факта);

·       способность характеризовать собственные знания, устанавливать, какие из предложенных задач могут быть решены;

·       критичность мышления.

 

Формы организации деятельности

Для младших школьников проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям, переносить способы работы из основной школы в начальную неэффективно. Прообразом проектной деятельности основной школы у младших школьников могут стать проектные задачи.

Проектная задача, по мнению А.Б. Воронцова, ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными, выполняться как в одновозрастной, так и в разновозрастных группах. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Такие задачи предлагаются для решения учащимся именно в группах, не индивидуально.

В ходе решения таких задач младшие школьники осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

Для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и требуемых для их выполнения данных.

 

III.            Тематическое планирование

1 класс (33 ч)

Тема

Количество часов

Творческо-игровой проект (21 ч)

1

Подготовка к проекту «Русские народные сказки». Вспоминаем сказки.

1

2

Подготовка выставки  «Русские народные сказки». Рисуем сказки.

1

3

Подготовка к проекту. Выбираем сказку для инсценировки.

1

4

Подготовка к проекту. Работа в группах, распределение ролей, обсуждение атрибутики сказки.

1

5

Подготовка к проекту. Определение характеров персонажей, репетиция сказки.

1

6

Подготовка к проекту. Репетиция сказок по группам.

1

7

Проведение проекта «Русские народные сказки».

1

8

Рефлексия.

1

9

Подготовка к проекту «Театр».

1

10

Подготовка к проекту «Театр». Экскурсия «Театральное закулисье».

1

11

Подготовка к проекту «Театр». Работа в группах, определение театральных ролей.

1

12

Подготовка к проекту «Театр». Распределение ролей, определение характеров персонажей.

1

13

Подготовка к проекту «Театр». Оформление декораций.

1

14

Проведение проекта «Театр».

1

15

Рефлексия.

1

16

Подготовка материала для проведения проектной задачи «Карлсон просит о помощи»

1

17

Проведение задачи «Карлсон просит о помощи»

1

18

Рефлексия.

1

19

Подготовка к проекту «Творчество В.И. Сурикова».

1

20

Проведение квеста «С кистью по жизни».

1

21

Рефлексия

1

Конструкторский проект (4 ч)

22

Подготовка к проекту «Конструирование игровой площадки для детского сада»

1

23

Проведение проекта «Конструирование игровой площадки для детского сада»

1

24

Презентация проекта в группе детского сада.

1

25

Рефлексия.

1

Межпредметный проект (8 ч)

26

Подготовка к проекту: «Книга «Любимые стихи». Выбираем стихи.

1

27

Подготовка к проекту: «Книга «Любимые стихи». Рисуем иллюстрации к стихам.

1

28

Групповой проект «Скворцы – весны гонцы».

1

29

Рефлексия.

1

30

Подготовка к проекту «День Победы». Открытка ветерану.

1

31

Посещение мемориала Победы.

1

32

Рефлексия.

1

33

Подведение итогов года.

1

 

Всего:

33 часов

Тематическое планирование

2 класс (34 час.)

Тема

Количество часов

Социальный проект (12 ч)

1

Подготовка к проекту. Какая бывает безопасность? Разработка критериев групповой работы.

1

2

Личная безопасность. Пожарная безопасность.

1

3

Безопасность на дороге.

1

4

Проведение проекта «Дорога – символ жизни».

1

5

Рефлексия.

1

6

Подготовка к проекту «День учителя». Как можно поздравить учителей?

1

7

Проведение проекта. Открытка для учителя.

1

8

Рефлексия.

1

9

Подготовка к проекту «Выходной день».

1

10

Подготовка к проекту «Выходной день».

1

11

Проведение проекта «Выходной день».

1

12

Рефлексия.

1

Творческо-игровой проект (8ч)

13

Подготовка к проекту «Празднование Нового года в классе».

1

14

Подготовка к проекту «Празднование Нового года в классе». Работа над сценарием Новогоднего праздника.

1

15

Подготовка к проекту «Празднование Нового года в классе». Оформление класса к празднику.

1

16

Проведение проекта «Празднование Нового года в классе».

1

17

Рефлексия.

1

18

Проектная задача «Помощь птицам». Какие птицы у нас зимуют?

1

19

Проектная задача «Помощь птицам». Чем мы можем помочь птицам?

1

20

Проектная задача «Помощь птицам». Представление проектов. Рефлексия.

1

Предметная проектная задача (4 ч)

21

Проектная задача по математике «Марья - Искусница».

1

22

Рефлексия.

1

23

Проектная задача по русскому языку «Словесный сад».

1

24

Рефлексия.

1

Конструкторский проект (10 ч)

25

Подготовка к проекту «Детская площадка, комфортная для всех».

1

26

Проведение проекта «Детская площадка, комфортная для всех».

1

27

Проведение проекта «Детская площадка, комфортная для всех».

1

28

Представление результатов проекта группами.

1

29

Рефлексия.

1

30

Подготовка  к проекту «День Победы». Письма с фронта.

1

31

Подготовка  к проекту «День Победы». Оформление выставки.

1

32

Проведение проекта «День Победы».

1

33

Рефлексия проекта.

1

34

Итоговая рефлексия.

1

 

Всего:

34часов

       

 

Тематическое планирование

3 класс (34)

Тема

Количество часов

Социальный проект (4 ч)

1

Подготовка к проекту «Социальная реклама». Виды рекламы.

1

2

Подготовка к проекту. Что рекламирует социальная реклама?

1

3

Подготовка к проекту. Разработка критериев оформления социальной рекламы.

1

4

Проведение проекта. «Социальная реклама».

1

5

Рефлексия.

1

6

Подготовка к проекту. Что такое акция? Как организовать акцию?

1

7

Проведение проекта. Организация акции.

1

8

Рефлексия.

1

Предметный проект (4 ч)

9

Проведение проекта «Семья слов».

1

10

Рефлексия.

1

11

Проведение проекта «Семья слов».

1

12

Рефлексия.

1

Творческо-игровой проект (3 ч)

13

Подготовка к проекту «Классный праздник – Новый год!»

1

14

Проведение проекта «Классный праздник – Новый год!»

1

15

Рефлексия.

1

Конструкторский проект (11 ч)

16

Подготовка к проекту «Безопасный город».

1

17

Подготовка к проекту «Безопасный город».

1

18

Проведение Проекта «Безопасный город».

1

19

Рефлексия.

1

20

Подготовка к фестивалю «РОшечка». Проектная задача «Репка»

1

21

Подготовка к фестивалю «РОшечка». Проектная задача «Гербы»

1

22

Рефлексия.

1

23

Проектная задача «Скворец – весны гонец».

1

24

Рефлексия.

1

25

Проектная задача «Доктор Айболит».

1

26

Рефлексия.

1

Межпредметный проект (3 ч)

27

Подготовка к проекту «День космонавтики».

1

28

Проведение проекта «День космонавтики».

1

29

Рефлексия.

1

Конструкторский проект (5 ч)

30

Подготовка к проекту «Новая галактика».

1

31

Подготовка к проекту «Новая галактика».

1

32

Подготовка к проекту «Новая галактика».

1

33

Оформление выставки «Новая галактика».

1

34

Рефлексия.

1

 

Всего:

34 час.

 

Учебно-тематический план

4 класс (34)

Тема

Количество часов

Социальный проект (3 ч)

1

Подготовка к проекту «Как сделать наш город чистым».

1

2

Проведение проекта «Как сделать наш город чистым».

1

3

Рефлексия.

1

Подготовка к фестивалю «РОшечка» (14 ч)

4

Проведение проекта «Гербы».

1

5

Рефлексия.

1

6

Проведение проекта «Сказки».

1

7

Рефлексия.

1

8

Проектирование представления команды на фестивале «РОшечка».

1

9

Участие в фестивале «РОшечка».

1

10

Рефлексия.

1

11

Проектная задача «Волшебный треугольник»

1

12

Рефлексия.

1

13

Подготовка к проекту «Новый год».

1

14

Подготовка к проекту «Новый год». Работа над сценарием праздника.

1

15

Подготовка к проекту «Новый год». Оформление праздника.

1

16

Проведение проекта «Новый год».

1

17

Рефлексия.

1

Подготовка к ИКР ГП (17 ч)

18

Конструкторский проект «Современная спортивная площадка»

1

19

Рефлексия.

1

20

Межпредметный проект «Культурная необычная школа с 5 лет».

1

21

Рефлексия.

1

22

Проектная задача «День рождения».

1

23

Рефлексия.

1

24

Проектная задача «Ёжик в тумане. Продолжение».

1

25

Рефлексия.

1

26

Проектная задача «День рождения буквы Ё».

1

27

Рефлексия.

1

28

Итоговая контрольная работа. Групповой проект.

1

29

Рефлексия.

1

30

Межпредметная проектная задача «Всемирный день охраны природы».

1

31

Рефлексия.

1

32

Проектная задача «Изумрудный город».

1

33

Рефлексия.

1

34

Подведение итогов года.

1

 

Всего:

34 часов

 

2. Программа внеурочной деятельности  «Разговоры о важном»

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

            Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

            Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

            Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

            Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

            Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;

            СанПиН 1.2.3685-21;

основной образовательной программы

            Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

            Основными задачи:

-          воспитание  активной  гражданской позиции, духовно-нравственное  и патриотическое воспитание на основе  национальных ценностей;

-          совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;

-          повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;

-          развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;

-          формирование культуры поведения в информационной среде.

            Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год  в каждом  классе.

Форма организации: дискуссионный клуб.

I.                Содержание курса внеурочной деятельности

            Темы занятий приурочены  к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам,  годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:

День  знаний

Наша страна – Россия

165- лет со дня  рождения К.Э.  Циолковского

День музыки

День пожилого человека

День учителя

День отца

Международный день школьных библиотек

День народного единства

Мы разные, мы вместе

День матери

Символы России

Волонтеры

День Героев Отечества

День Конституции

Тема Нового года. Семейные праздники и мечты

Рождество

День снятия  блокады Ленинграда

160 лет со дня  рождения К.С. Станиславского

День Российской науки

Россия и мир

День защитника Отечества

Международный женский день

110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова

День воссоединения Крыма с Россией

Всемирный день театра

День космонавтики. Мы – первые

Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками

День Земли

День Труда

День Победы. Бессмертный полк

День детских общественных организаций

Россия – страна возможностей

II.              Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

-          становление ценностного отношения к своей Родине – России;

-          осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

-          сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-          уважение к своему и другим народам;

-          первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

-          признание  индивидуальности  каждого человека;

-          проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

-          неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

-          бережное отношение к природе;

-          неприятие действий, приносящих вред природе.

Метапредметные результаты

1) базовые логические действия:

-          сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

-          объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

-          определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

-          находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

-          выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

-          устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

2) базовые исследовательские действия:

-          определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

-          с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

-          сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

-          проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

-          формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

-          прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3) работа с информацией:

-          выбирать источник получения информации;

-          согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

-          распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

-          соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, -          родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;

-          анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

-          самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

-          воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

-          проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

-          признавать возможность существования разных точек зрения;

-          корректно и аргументировано высказывать свое мнение;

-          строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-          создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

-          готовить небольшие публичные выступления;

-          подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2) совместная деятельность:

-          формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

-          принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

-          проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

-          ответственно выполнять свою часть работы;

-          оценивать свой вклад в общий результат;

-          выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

-          планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

-          выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

-          устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

-          корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты

Сформировано представление:

-          о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;

-          символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

-          институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;

-          народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

-          религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

-          возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

-          нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

-          роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

-          единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

-          влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;

-          важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-          активной роли человека в природе.

Сформировано ценностное отношение:

-          к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;

-          семье и семейным традициям;

-          учебе, труду и творчеству;

-          своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

-          природе и всем формам жизни.

Сформирован интерес:

-          к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;

-          общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;

-          государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;

-          природе, природным явлениям и формам жизни;

-          художественному творчеству.

Сформированы умения:

-          устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

-          проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;

-          соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;

-          распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

III. Тематическое планирование

1–2-е классы

Тема занятия

Форма проведения занятия

Часы

ЦОР/ЭОР

Дата

Сентябрь

1

День знаний. Зачем человеку знания?

Викторина

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

05.09

2

Что мы Родиной зовем?

Работа с интерактивной картой

1

12.09

3

Мечтаю летать

Работа с интерактивными карточками

1

19.09

4

Я хочу увидеть музыку

Музыкальный конкурс талантов

1

26.09

Октябрь

5

О наших бабушках и дедушках

Семейные истории

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

03.10

6

Мой первый учитель

Групповая работа

1

10.10

7

День отца

Творческая мастерская

1

17.10

8

Я и моя семья

Строим семейное древо

1

24.10

Ноябрь

9

День народного единства

Работа с интерактивной картой

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

08.11.

10

Память времен

Викторина

1

14.11

11

День матери

Творческая мастерская

1

21.11

12

Что такое герб?

Работа с интерактивными карточками

1

28.11

Декабрь

13

Доброта – дорога к миру

Мультконцерт

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

05.12

14

Герои Отечества разных исторических эпох

Работа с галереей героев

1

12.12

15

День Конституции

Эвристическая беседа

1

09.12

16

Умеем ли мы мечтать?

Конкурс рисунков

1

26.12

Январь

17

Светлый праздник Рождества

Творческая работа: елочная игрушка

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

16.01

18

Ленинград в дни блокады

Работа с книжным текстом

1

23.01

19

Кто такие скоморохи?

Интерактивные карточки

1

30.01

Февраль

20

Российские Кулибины

Викторина

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

13.02

21

Россия и мир

Викторина

1

20.02

22

Есть такая профессия – Родину защищать

Обсуждение фильма о войне

1

27.02

Март

23

Поговорим о наших мамах

Творческая работа: рисунок

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

06.03

24

Что такое гимн?

Работа с книжным текстом

1

13.03

25

Путешествие по Крыму

Виртуальная экскурсия

1

20.03

26

Я иду … в театр

Чтение по ролям

1

27.03

Апрель

27

О жизни и подвиге Юрия Гагарина

Обсуждение фильма «Гагарин. Первый в космосе»

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

03.04

28

Память прошлого

Конкурс стихов

1

10.04

29

Заповедники России

Виртуальная экскурсия

1

17.04

30

День труда. Герои мирной жизни

Беседа с ветеранами труда

1

24.04

Май

31

Дети – герои Великой Отечественной войны

Встреча с ветеранами

           

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

15.05

32

День детских общественных организаций

Работа с видеоматериалами

1

22.05

33

Мои увлечения

Творческий конкурс

1

29.05

 

                                   Тематическое планирование

                                                           3–4-е классы

Тема занятия

Форма проведения занятия

Часы

ЦОР/ЭОР

Дата

Сентябрь

 

1

День знаний. Рекорды России

Образовательный квиз

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

05.09

2

От поколения к поколению: любовь россиян к Родине

Беседа

1

12.09

3

Мечтаю летать

Работа с интерактивными карточками

1

19.09

4

Я хочу услышать музыку

Музыкальный конкурс талантов

1

26.09

Октябрь

 

5

О наших бабушках и дедушках

Семейные истории

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

03.10

6

Яснополянская школа и ее учитель

Работа с текстом

1

10.10

7

День отца

Творческая мастерская

1

17.10

8

Петр и Феврония Муромские

Работа с иллюстрациями

1

24.10

Ноябрь

 

9

День народного единства

Работа с интерактивной картой

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

08.11.

10

Память времен

Групповое обсуждение

1

14.11

11

День матери

Творческая мастерская

1

21.11

12

Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце

Работа с видеорядом

1

28.11

Декабрь

 

13

Один час моей жизни. Что я могу сделать для других?

Групповое обсуждение

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

05.12

14

Герои Отечества разных исторических эпох

Работа с Галереей героев

1

12.12

15

День Конституции

Эвристическая беседа

1

09.12

16

О чем мы мечтаем?

Конкурс стихов

1

26.12

Январь

 

17

Светлый праздник Рождества

Пишем письмо Дедушке Морозу

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

16.01

18

Ленинград в дни блокады

Работа с книжным текстом

1

23.01

19

Рождение московского художественного театра

Виртуальная экскурсия

1

30.01

Февраль

 

20

День российской науки

Викторина

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

13.02

21

Россия и мир

Викторина

1

20.02

22

Есть такая профессия – Родину защищать

Литературная гостиная: конкурс стихов

1

27.02

Март

 

23

8 Марта – женский праздник

Творческий флешмоб

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

06.03

24

Гимн России

Работа с книжным текстом

1

13.03

25

Путешествие по Крыму

Виртуальная экскурсия

1

20.03

26

Я иду … в театр

Чтение по ролям

1

27.03

Апрель

 

27

День космонавтики

Обсуждение фильма «Время Первых»

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

03.04

28

Память прошлого

Конкурс стихов

1

10.04

29

«Дом для дикой природы»: история создания

Работа с видеоматериалами

1

17.04

30

День труда. Мужественные профессии

Беседа с ветеранами труда

1

24.04

Май

 

31

Дорогами нашей Победы

Встреча с ветеранами

1

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

15.05

32

День детских общественных организаций

Работа с видеоматериалами

1

22.05

33

Мои увлечения

Творческий конкурс

1

29.05

 

3. Спортивные игры

Форма организации курса «Спортивные  игры» -  спортивный клуб

Цель курса:

- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

        Задачи:

   -   укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействовать гармоническому, физическому развитию;

    - обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

    -   воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции.

 

Программа курса обеспечивает достижение воспитательных результатов первого, второго и третьего уровней.

  Курс внеурочной деятельности «Подвижные игры» предназначен для учащихся 1-4 классов. Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  2 часов в неделю: 1 класс - 66 часов в год, 2-4 классы - 68 часов в год.. Процент пассивности (число аудиторных занятий) в среднем составляет 8%.

 

I.                Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры»  является формирование следующих умений:

·                 целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

·                 ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;

·                 способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

·                 активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

·                  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

·                 освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

·                 развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;

·                 освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

               Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

·                 умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

·                 планирование общей цели и пути её достижения;

·                 распределение функций и ролей в совместной деятельности;

·                 конструктивное разрешение конфликтов;

·                 осуществление взаимного контроля;

·                 оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение  необходимых коррективов;

·                 принимать и сохранять учебную задачу;

·                 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

·                 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·                 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·                 различать способ и результат действия;

·                 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 Познавательные УУД:

·          добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

·          перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

·          преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;

·          устанавливать причинно-следственные связи.

 Коммуникативные УУД:

·                 взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);

·                 адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;

·                 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·                 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·                 формулировать собственное мнение и позицию;

·                 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·                 совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

·                 учиться выполнять различные роли в группе.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

·                        двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;

·                        развитие физических способностей;

·                        освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

·                        развитие  психических и нравственных качеств;

·                        повышение социальной и трудовой активности; планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;

·                        организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;

·                        взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

·                        применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» обучающиеся должны знать:

·                 основы истории развития подвижных игр  в России;

·                 педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств;

·                 возможности формирования индивидуальных черт свойств личности посредством регулярных занятий;

·                 индивидуальные способы контроля по развитию адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;

·                 правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

·                 значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

Должны уметь:

·                 адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

·                 отвечать за свои поступки;

·                 отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;

·                  технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

·                 проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

·                 разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;

·                 управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

·                 соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.

Воспитательные результаты:

Результаты первого уровня:

·    приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;

·    практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки;

·    получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания.

Формы достижения  результатов первого уровня: познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии, беседы о здоровом образе жизни.

Формы контроля результатов первого уровня: ролевые игры.

Результаты второго уровня:

·     формирование позитивного отношения обучающихся к своему здоровью, как к ценности, неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, успехов в учёбе и жизни вообще.

Формы достижения результатов второго уровня:  оздоровительные акции, социально-значимые акции в классе.

Формы контроля результатов второго уровня: выполнение заданий соревновательного характера.

Результаты третьего уровня:

•          регулярные занятия спортом; систематические оздоровительно- закаливающие процедуры;

•          участие в спортивных и оздоровительных акциях в окружающем школу социуме.

 

Формы достижения  результатов третьего уровня: викторины, конкурсы, ролевые игры.

 

Формы контроля результатов третьего уровня: оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ); результативность участия в конкурсных программах и др.

II.              Содержание курса внеурочной деятельности

 Раздел 1 Современные подвижные игры (66 ч.)

1 класс        

Тема 1    Здоровый образ жизни (1ч)

Беседа о здоровом образе жизни.

Тема 2    Здоровье в порядке  - спасибо зарядке! (1ч)

Комплекс упражнений утренней гимнастики.

Тема 3    Личная гигиена (1ч)

Что такое гигиена. Правила личной гигиены.

Тема 4    Профилактика травматизма (4ч)

Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. Правила поведения в команде.

Тема 5     Нарушение осанки (2ч)

Упражнения для укрепления осанки.

Тема 6     Современные подвижные игры (57ч)

«Мяч по кругу», «Поймай рыбку», «Цепи кованы», «Змейка на асфальте», «Бег с шариком», «Нас не слышно и не видно», «Третий лишний»,  «Ворота», «Чужая палочка»,  «Белки,  шишки и орехи», «Пустое место», «Круговая охота», «Команда быстроногих», «Эстафета с булавами», «След в след»,  «Мишень», «С кочки на кочку», «Без пары»,  «Веревочка», «Плетень», «Кто больше», «Успевай, не зевай»,  «День и ночь», «Кто подходил?», «Караси и щука», «Белый медведь», «Два Мороза»,  «Охотники и утки», «Бомбардировка», «Встречная эстафета», «Метание в цель», «Гонка мячей над головой, сидя в колоннах», «Подвижная цель», «Мяч соседу»,  «Передал – садись»,  «Быстрая передача», «Бросай – беги», «Не давай мяча водящему», «Гонка мячей по кругу»,  «Гонка мячей по рядам», «Встречная эстафета с мячом», «Эстафета с ведением мяча», «Перестрелка», «Наперегонки парами», «Ловушки-перебежки», «Вызов номеров», «Хитрая лиса», «Наседка и курица»,  «Зайцы и лиса»,  «Ловля обезьян»,   «Третий лишний», «День и ночь», «Ворона и воробьи»,  «Красочки», « Эстафета».

                          Раздел 2  Старинные подвижные игры (68 ч.)

2 класс        

Тема 1    Здоровый образ жизни (1ч)

Беседа на тему «Если хочешь быть здоров…»

Тема 2    Здоровье в порядке - спасибо зарядке! (1ч)

Комплекс упражнений для утренней гимнастики.

Тема 3    Личная гигиена (1ч)

Правила личной гигиены

Тема 4    Профилактика травматизма (3ч)

Правила по ТБ.

Тема 5     Нарушение осанки (2ч)

Упражнения для укрепления осанки. Упражнения укрепляющего характера.

Тема 6     Старинные подвижные игры. Культура и этикет (60ч)

«Двенадцать палочек», «Катание яиц», «Чижик», «Пустое место», «Городки», «Пятнашки», «Волки и овцы», «Намотай ленту». «Лапта»,  «Без соли соль»,  «Чет-нечет», «Серый волк», «Ловись, рыбка, большая и маленькая», «Платок»,  «Кто боится колдуна?», «Догонялки на санках», «Лучники»,  « Волк», «Камнепад», «Горелки», «Шаровки», «Штандер», «Рыбки», «Бабки», «Казаки-разбойники», «Пятнашки со скакалкой», «Кот и мыши», «Птица и клетка», « Али – баба»,  «Белки, зайцы, мышки», «Двенадцать палочек», «Пятнашки», «Хвост дракона»,  «Чай - чай-выручай», «Пустое место»,   «Машина едет, едет. Стоп!»,  «Светофор»,  «Колечко», «Выше ножки от земли»,   «Перестрелка», «Замри»,  «Вышибалы», «Капканы», «Прятки».

                              Раздел 3  Русские народные игры и забавы (68 ч.)

3 класс        

Тема 1    Здоровый образ жизни (1ч)

Кого мы можем считать здоровым человеком (беседа).

Тема 2    Здоровье в порядке - спасибо зарядке! (1ч)

Комплекс упражнений утренней гимнастики.

Тема 3    Личная гигиена (1ч)

Правила личной гигиены.

Тема 4    Профилактика травматизма (3ч)

Правила ТБ.

Тема 5     Нарушение осанки (1ч)

Упражнения для укрепления осанки

Тема 6     Русские народные игры и забавы (61ч)

 «Щука»,  «Водяной», «Третий лишний»,  «На золотом крыльце сидели», «Кандалы», «Ворота», «Слон», «Козёл», «Лягушки  и цапля», «Волк во рву», «Прыгуны», «Лошади», «Птичка и клетка», «Северный и южный ветер», «Бой петухов», «Караси и щука», «Лиса в курятнике», «Река и ров»,  «Горячая картошка»,  «Заяц без логова», «Подвижная цель»,  «Бредень», «Заколдованный замок», «Али – баба», «Два Мороза», «Жар – птица», «Перетягивание воза»,  «Горелки», «Гуси – лебеди»,  «Бой петухов»,  «Лапта», «Блуждающий мяч», «У медведя во бору»,  «Филин и пташки», «Кот и мыши», «Жмурки», «Гори, гори  ясно!»,  «Птицелов», «Охотник и зайцы»,  «Волк», «Карлики и великаны», «Чай – чай выручай!», «Вышибалы», «Штандер», « Мышеловка», эстафеты с мячом «Перенеси мяч», эстафеты зверей, эстафеты «Вызов номеров», эстафеты «Весёлые старты», эстафеты с обручами, эстафеты «Быстрые и ловкие».

                             Раздел 4  Русские игровые традиции (68 ч.)

4 класс        

Тема 1    Здоровый образ жизни (1ч)

Кого мы можем считать здоровым человеком (беседа).

Тема 2    Здоровье в порядке - спасибо зарядке! (1ч)

Комплекс упражнений утренней гимнастики.

Тема 3    Личная гигиена (1ч)

Что такое гигиена. Правила личной гигиены.

Тема 4    Профилактика травматизма (2ч)

Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса.

Тема 5     Нарушение осанки (1ч)

Упражнения для укрепления осанки

Тема 6    Русские игровые традиции  (62ч)

«Зазывалки», «Жребий», «Волки во рву», «Волки и овцы», «Медведь и вожак», «Водяной», «Невод», «Чехарда», «Птицелов», «Жмурки», «Дуга», «Кот и мышь», «Ляпка»,  «Заря»,   «Гуси»,   «Удар по веревочке», «Зайки»,  «Прыганье со связанными ногами»,   «У медведя во бору», «Гуси», «Бой петухов»,   «Переездной конь»,   «Зелёная репка»,  «Дударь», «Капустка»,   «Солнышко», «В круги», «Медом или сахаром», «Горячее место», «Бездомный заяц», «Скакалка-подсекалка», «Коршун и наседка», «Медведь и вожак», «Пастух и стадо»,  «Мышеловка»,  «Филин и пташки», «Птицелов», «Воевода», «Лиса в курятнике», «Капканы», «Двенадцать палочек», «Гори, гори ясно!», «Пустое место», «Чехарда»,  «Штандер», «Караси и щука», «Два Мороза»,   «Вышибалы», «Рыбки».

III.            Тематическое планирование

1 класс

«Современные подвижные игры»

                             Тема

Кол. часов

   Теория

Практи-ческие

занятия

1

Здоровый образ жизни.

1

0,5

0,5

2

Здоровье в порядке - спасибо зарядке!

1

0,5

0,5

3

Личная гигиена.

1

0,5

0,5

4

Профилактика травматизма.

4

2

2

5

Нарушение осанки.

2

1

1

6

Современные подвижные игры.

57

 

57

 

Итого:

66

4,5

61,5

 

                                                                          2  класс

«Старинные подвижные игры»

                             Тема

Кол. часов

   Теория

Практи-ческие

занятия

1

Здоровый образ жизни.

1

0,5

0,5

2

Здоровье в порядке - спасибо зарядке!

1

0,5

0,5

3

Личная гигиена.

1

0,5

0,5

4

Профилактика травматизма.

3

1,5

1,5

5

Нарушение осанки.

2

1

1

6

Современные подвижные игры.

60

 

60

 

Итого:

68

4

64

 

                                                                           3  класс

« Русские народные игры и забавы»

                             Тема

Кол. часов

   Теория

Практи-ческие

занятия

1

Здоровый образ жизни.

1

0,5

0,5

2

Здоровье в порядке - спасибо зарядке!

1

0,5

0,5

3

Личная гигиена.

1

0,5

0,5

4

Профилактика травматизма.

3

1

2

5

Нарушение осанки.

1

0,5

0,5

6

Современные подвижные игры.

61

 

61

 

Итого:

68

3

65

 

4 класс

«Русские игровые традиции»

                             Тема

Кол. часов

   Теория

Практи-ческие

занятия

1

Здоровый образ жизни.

1

0,5

0,5

2

Здоровье в порядке - спасибо зарядке!

1

0,5

0,5

3

Личная гигиена.

1

0,5

0,5

4

Профилактика травматизма.

2

1

1

5

Нарушение осанки.

1

0,5

0,5

6

Современные подвижные игры.

62

 

62

 

Итого:

68

3

65

 

4. Театральная студия «Переменка»

Направленность данной программы театрального кружка по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 4 года:

Формы проведения занятий:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции.

Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • беседы,
  • экскурсии в музеи,
  • спектакли
  • праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

I Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • строить диалог с партнером на заданную тему;
  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации учебного предмета

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школь­ником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах (театре).

У ученика будут сформированы:

  • внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
  • умение строить речевое высказывание в устной форме.

Второй уровень результатов (2-3 год)— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

У ученика будут сформированы:

  • познавательные интересы, учебные мотивы, уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.

Ученик получит возможность для формирования:

  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
  • умения вносить необходимые коррективы;
  • умения планировать работу и определять последовательность действий.

Третий уровень результатов (4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

У ученика будут сформированы:

  • умения оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

Ученик получит возможность для формирования:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

 

II. Содержание учебного предмета

1 год обучения.

Теоретическо-познавательный

Особенности работы театрального кружка. Тех­ника безопасности на занятиях. Особенности театральной терминологии. Особенности организации работы театра. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.) Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д.Виды театрального искусства.Правила поведения в театре. Посещение театра кукол.

Тренингово - развивающий

Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.

Актёрское мастерство

Выбор пьесы/сказки. Распределение ролей/персонажей. Работа с текстом. Репетиции.

Творческая мастерская

Изготовление поделок из природного материала, оформление альбома по предмету, собирание пазлов с сюжетами сказок, изготовление кукол.

Просмотрово – информационный

Просмотр кукольного спектакля, мультфильмов, обсуждение увиденного.

Постановочная работа.

Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музы­кального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой де­кораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

2-3 год обучения.

Теоритическо-познавательный

Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).Правила поведения в театре. Поход в театр с целью просмотра детского спектакля и закрепления теоретических знаний.

Актёрское мастерство

Развитие смелости, сообразительности. Закрепление понятий «Если бы» и «предлагаемые обстоятельства»; умение верить в любую воображаемую ситуацию. Оценка действия других и сравнение их с собственными действиями. Этюдный тренаж. Этюды с придуманными обстоятельствами.

Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театраль­ного образа. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персо­нажей. Взаимодействие актеров на сцене. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Вживание в текст.

Тренингово-развивающий

Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.

Создание образов с помощью жестов, мимики. Развитие чувства ритма, быстроты реакции, координации движений. Воображение детей, способности к пластической импровизации. Выразительность действия. Закрепление умения детей создавать образы героев номера через возможности своего тела.

Творческая мастерская.

Изготовление костюмов с помощью родителей, работа над реквизитом, изготовление афиши и пригласительных билетов.

Просмотрово-информационное.

Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Подготовка костюмов, бутафории, зала к спектаклю. Изготовление декораций и афиш.

Постановочная работа

Установка оборудования для музы­кального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой де­кораций. Разбор итогов генеральной репетиции.Выявление наиболее удачных моментов спектакля. Анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок. Выстраивание перспектив.

4       год обучения.

Теоритическо-познавательный

Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Правила поведения в театре. Поход в театр с целью просмот