аннотации к рабочим программам дисциплин


Русский язык

    Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением.

         Программа построена так, что дидактические цели достигаются в связи с развитием способностей младшего школьника, прежде всего способности мыслить, воспитанием его интересов, становлением как личности. Важной отличительной стороной данной программы является то, что овладение практическими умениями и навыками опирается на знания о языке. Поэтому её содержание составляет система понятий, раскрывающих ведущий принцип русской орфографии.

        Работая с учебниками, учащиеся усваивают основные понятия науки о языке, что позволят осознать наиболее общие закономерности родного языка – как общественного явления и как особой системы – и на этой основе овладеть приемами анализа языка, т.е. научиться его изучать. Содержание учебников ориентировано на формирование  в процессе усвоения знаний учебной деятельности ребенка – системы учебных и познавательных мотивов, умений принимать и сохранять учебные цели, моделировать, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, определять границы своих собственных знаний. В процессе такого обучения у младших школьников формируются устойчивые познавательные интересы, развиваются их творческие способности, в том числе способность мыслить, воспитывается интерес к учению, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях общения, желание и умение учиться,  т. е. создаются условия для становления и развития личности ребенка.

       Данная программа построена так, что дидактические цели достигаются в связи с развитием способностей младшего школьника, прежде всего способности мыслить, воспитанием его интересов, становлением как личности. Важной отличительной стороной данной программы является то, что овладение практическими умениями и навыками опирается на знания о языке. Поэтому её содержание составляет система понятий, раскрывающих ведущий принцип русской орфографии.

              Познавательная линия в содержании учебников органично связана с социокультурной. Овладение знаниями в области русского языка отвечает задачам речевого развития и формирования коммуникативных компетенций учащихся. На основе глубоких знаний о языке младшие школьники учатся использовать языковые средства осознанно, оценивать их соответствие языковым нормам, а также с точки зрения уместности в различных ситуациях речевого общения, что способствует развитию чувства языка как условия речевой, а значит, и общей культуры человека.  Таким образом, обучение искусству связной речи в основных ее формах предстает в учебниках как самостоятельная, хотя и органично связанная с познавательной  задача. Предпосылкой для ее успешного решения является также то, что обучение русскому языку по системе  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова организовано как коллективно распределенная деятельность, подчиненная задачам формирования у школьников универсальных умений и навыков учебного сотрудничества (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации, доказательно отстаивать свою точку зрения, договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад в совместную работу и др.). Такой подход отвечает требованиям стандарта, касающимся решения ряда практических задач, необходимого для достижения поставленных целей.

       Усвоение обучающимся основных понятий языковой теории, которые позволяют ему осознать наиболее общие закономерности родного языка – как общественного явления и как особой системы, овладеть способами анализа  языка, т. е. научиться его изучать.

Основными целями изучения курса «Русский язык» являются:

1.      формирование основ научного мышления ребенка на основе системных знаний о языке, отражающих сущность языка как системы и важнейшего средства человеческого общения;

2.      овладение коммуникативными компетенциями в каждом из видов речевой деятельности: умение оценивать соответствие используемых средств природе языка, отбирать их с учетом условий и особенностей языкового общения, стилевой целесообразности. А также знание и последовательное соблюдение языковых норм, правил речевого этикета.

Задачи:

·         развивать у учащихся орфографическую зоркость;

·         формировать орфографическое действие;

·         формировать коммуникативные умения и навыки, обучать искусству речи, как устной, так и письменной.

          Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  •  основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
  • графика, орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Лингвистический материал призван сформировать первоначальное представление о системе русского языка, обеспечить овладение практическими умениями и навыками, способствовать усвоению норм русского литературного языка. На основе знаний о языке формируются орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся, умение использовать языковые средства осознанно, что помогает развитию чувства языка как условия речевой, а значит, и общей культуры учащихся. Такой подход отвечает требованиям стандарта, касающимся практического содержания образования, обучения конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений.

Конечная система знаний:

Личностными результатами изучения курса «Русский язык» выпускниками начальной школы являются:

§     осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её языку, к культуре народа и его истории, к родной природе, к другим народам, населяющим страну, и их языкам, а также в желании изучать родной язык, овладевать богатствами, в том числе и правилами языкового общения, в бережном отношении к нему;

§     осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантности, сотрудничества и взаимопомощи, уважительного отношения к языку и культуре своего и других народов;

§     овладение культурой языкового поведения как элементом общей культуры человека, усвоение правил языкового общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми в сообществах разного типа (класс, школа, семья, общественные места и пр.);

§     способность к оценке собственного поведения.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

§     способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;

§     способность к поиску, оцениванию и использованию информации, представленной в текстовых и разнообразных знаковых формах (схемах, таблицах и пр.);

§     способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей языковых единиц и языковых отношений, работать с моделями изучаемых единиц и явлений языка;

§     способность создавать учебные тексты – описывать и характеризовать факты изучаемой предметной области (единицы языка и языковые явления), результаты своей исследовательской и практической деятельности;

§     способность ориентироваться в целях и задачах, средствах и условиях общения;

§     умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

 Предметными результатами являются:

§     понимание языка как системы единиц, являющейся важнейшим средством человеческого общения, сформированность основных понятий науки о языке;

§     освоение средств и способов научно-познавательной деятельности: выявление существенных признаков единиц языка и речи, а также характера отношений между ними (нахождение, сравнение, классификация, и т.п.), представление единиц языка и речи через совокупность их признаков и свойств; упорядочение, группировка и надлежащее предъявление результатов анализа;

§     способность оценивать и контролировать действия с единицами языка и речи;

§     овладение разными видами речевой деятельности;

§     овладение нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими) и правилами речевого этикета;

§     умение применять орфографические и пунктуационные правила (в объеме изученного).


литературное чтение

Цель учебного предмета "Литературное чтение" - формирование читательской компетентности через:

·                    обеспечение интенсивного совершенствования способа синтагматического чтения учащихся;

·                    освоение "смыслов" литературного текста;

·                    открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка;

·                    воспитание культуры восприятия текста;

·                    стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.

 

 Достижение указанной цели есть планируемые личностные, метапредметные (универсальные учебные действия), предметные результаты. Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты:

открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);

овладение приемами понимания (анализа и интерпретации) художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);

–  совершенствование навыка синтагматического чтения (овладение способом осмысленного чтения речевыми звеньями (синтагмами), с соблюдением всех элементов интонации (постановка логического ударения, выбор темпа, тона, громкости);

применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения);

творческая деятельность учащихся (деятельность, связанная с созданием нового продукта на основе прочитанных литературных текстов: сочинения, иллюстрации, «виртуального мультфильма», схемы, модели, презентации, мультимедийной программы; проектная деятельность).

    


окружающий мир

Цель учебного предмета: формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума.

1 класс: подготовить детей к учебной деятельности через рефлексию дошкольного опыта первоклассников;

2 класс: открыть  экспериментирование как новый способ действий школьников;

3 класс: освоить разные способы фиксации и описания результатов наблюдений и экспериментов;

4класс: научиться строить объяснительные гипотезы как модели.

Содержательные линии

   Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе тремя содержательными блоками (предметными линиями) «Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств», «Человек в пространстве», «Человек во времени».

        К первой области относятся такие общие способы действия, как описание совокупности наблюдаемых признаков природного объекта,  расположение группы объектов в порядке выраженности признака или состояния (порядковые шкалы), условное измерение – оценка выраженности признака или состояния, группировка объектов, выявление отношения между выраженностью свойства у разных объектов. Предметом действия являются такие признаки объектов как форма, цвет, длина, ширина, высота, объём, площадь, материал, скорость движения, численность группы объектов и пр.

         Ко второй области относятся способы описания объекта, как имеющего пространственную структуру  - это запись маршрута (последовательных точек пространства), картосхема, профиль и рельеф как плоские отображения трёхмерной местности, разрезы (срезы) как изображения внутренней пространственной структуры объекта.

          К третьей области  относятся способы описания временных характеристик объектов – последовательности состояний, событий, измерения длительности промежутков между событиями, способы выявления и описания обусловленности изменений (наблюдение, эксперимент).

          Следует жестко зафиксировать, что естественнонаучные понятия (модели процессов) не могут и не должны быть предметом усвоения на начальной ступени школьного образования.  Вместе с тем, перечисленные выше способы описания (получения и фиксации естественнонаучного факта) должны частично или полностью осваиваться в начальной школе, потому что  освоение этих способов действия делает возможным понимание учебных текстов основной школы по физике, химии, биологии, географии, астрономии и разворачивание активных форм освоения содержания естественнонаучных предметов. 

 Конечная система или комплекс знаний:

Личностными результатамиизучения курса «Окружающий мир» являются:

·      осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;

·      осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений (толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре и истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ Земли и т.д.), культура поведения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

·      установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закливание, безопасное поведение на природе и в общественных местах).

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

·      способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;

·      способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.)

·      способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,  работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

·      способность описывать и характеризовать факты и явления природного мира, события культуры, результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая разнообразные информационные тексты.

Предметными результатамиизучения курса «Окружающий мир» являются:

·      реконструкция общекультурной картины природного и социального мира (природных и социальных объектов и явлений в их взаимосвязях), которая в курсах основной школы выступит как материал, подлежащий рефлексивной переработке и дифференциации;

·      опыт применения этих представлений для решения несложных практических задач;

·      освоение средств и способов научно-познавательной деятельности (в частности, средств и способов представления  материальных  объектов через  совокупность их признаков и свойств; репрезентации пространственных отношений, процессов и зависимостей; прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов; упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных; первичного анализа причинных связей процессов).


математика

Основными целями изучения курса «Математика» являются формирова­ние основ научного мышления ребенка в области математики, представле­ний о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения.

В процессе изучения курса «Математика» развиваются такие общеучеб­ные умения ребенка, как способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях. Важнейшей линией курса является развитие оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закла­дываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содер­жательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целе­направленно совершенствовать предметные умения.

Личностными результатами изучения курса «Математика» являются:

   познавательный интерес, установка на поиск способов решения мате­матических задач;

   готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления события, факта);

   способность характеризовать собственные знания, устанавливать, ка­кие из предложенных задач могут быть решены;

     критичность мышления.

Метапредметным результатом изучения курса «Математика» является:

   способность регулировать свою познавательную и учебную деятель­ность;

   осуществлять информационный поиск, использовать знаково-символи­ческие средства представления информации для создания моделей изучае­мых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явле­ний окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Математика» являются:

   использование начальных математических знаний для описания и объ­яснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их ко­личественных и пространственных отношений;

   овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пере­счета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

   приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

   способность выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, представлять, анализиро­вать и интерпретировать данные.

Основное содержание курса «Математика» определено стандартом на­чального общего образования второго поколения и условно может быть раз­делено на три больших раздела: «Числа и величины», «Отношения между величинами», «Элементы геометрии». К первому относится материал, свя­занный с формированием собственно понятия числа (представление чисел, арифметические действия с числами). Второй посвящен использованию чи­сел для описания математической структуры отношений между величинами и решения «прикладных» задач (в частности, анализ и решение текстовых задач). Третий охватывает геометрический материал, связанный с определе­нием пространственных форм и взаимным расположением объектов.

Стержневым для всей школьной математики является понятие действи­тельного числа. Поэтому основное содержание предмета «Математика» в на­чальной школе, связанное с понятием натурального числа, строится так, что натуральные числа, как и все другие виды чисел, вводимые позже, рассмат­риваются с единых оснований, позволяющих построить всю систему действительных чисел.

Таким основанием для введения всех видов действительных чисел явля­ется понятие величины. Тогда произвольное действительное число рассмат­ривается как особое отношение одной величины к другой (единице, мерке), которое выявляется в процессе измерения. Различие же видов действительно­го числа проистекает из различия условий реализации данного отношения.

Особое место в изучении понятия величины занимает дочисловой пери­од (он занимает приблизительно первую четверть первого класса). Действуя с разными предметами, дети выделяют параметры вещей, являющиеся вели­чинами, т. е. свойства, для которых можно установить отношения равно, неравно, больше, меньше. При этом выделение каждой конкретной величи­ны связано в первую очередь с овладением детьми определенным способом сравнения вещей и лишь во вторую со словом-термином. Так, представле­ния о длине дети получают, прикладывая предметы определенным образом друг к другу; о площади — через наложение плоских предметов друг на дру­га сначала непосредственное, а затем с разделением на части и перегруппи­ровкой частей; об объеме как о «емкости» вещей — переливая воду из одно­го сосуда в другой.

Полученные в результате сравнения предметов отношения моделируются сначала с помощью других предметов и графически (чертежами из отрез­ков), а затем — буквенными формулами (^А < В, ^А В, ^А > В).

Число появляется как средство сравнения величин в ситуации пространст­венной или временной разделенности сравниваемых величин. Одна величи­на в этом случае воспроизводится с помощью другой (единицы или мерки), которая повторяется в ней некоторое число раз. Действия измерения моде­лируются с помощью различных знаковых средств (чертежей, стрелочных схем, буквенных формул). Кроме того, процесс измерения как потенциально бесконечное повторение одной и той же величины (мерки) моделируется с помощью числовой прямой. В дальнейшем числовая прямая выступает как основная рабочая модель для прояснения смысла вводимых (новых) видов чисел и действий с ними. Например, решая задачу уравнивания величин, дети открывают предметные действия «увеличение на» и «уменьшение на», которые моделируются на числовой прямой как арифметические действия сложения и вычитания. Причем действия сложения и вычитания сразу появ­ляются в контексте одного отношения (разностного) как взаимообратные.

Дальнейшее развитие числовой линии происходит по одной схеме. Каж­дая новая форма представления чисел или новый вид чисел (именованные числа, многозначные числа, обыкновенные дроби, позиционные дроби, от­рицательные числа) возникает в связи с новым способом измерения величи­ны, который дети открывают, решая задачу воспроизведения величины при различных дополнительных ограничениях. Открытые детьми способы фикси­руются в моделях, с помощью которых изучаются свойства «новых чисел», строятся правила оперирования ими. Таким образом, смысл числа и действий с ним один и тот же и определен до конкретных его реализаций. На­оборот, на его основании получаются все формальные правила и алгоритмы.

Такой подход согласуется и с принятым анализом задач. Дети ищут в тексте не действия, которыми надо решить задачу, а отношения, связываю­щие данные с искомым. Лишь затем они определяют, что нужно найти, и в зависимости от того, какой член отношения неизвестен, производят действие. Таким образом, анализ задачи направлен на выявление структуры отношений и ее представление (моделирование) с помощью специальных знаково-символических средств. Модель, с одной стороны, позволяет предс­тавлять результаты анализа во внешнем плане, с другой — направляет поиск и выделение отношений.

Геометрический материал курса в значительной степени связывается с изучением величин и действий с ними. Однако он имеет и собственно гео­метрическое содержание, связанное с построением идеальных геометриче­ских образов и развитием пространственных представлений. Одной из осо­бенностей разворачивания геометрического материала является конструктив­ный подход к геометрическим понятиям. Такой подход естественным обра­зом приводит к большому числу задач на построение, «разрезание» и «пе­рекраивание» геометрических фигур.